ПАМЯТКА
по основным положениям
Конституции Республики Беларусь
На республиканском референдуме, состоявшемся 27.02.2022, принято решение о внесении изменений и дополнений к Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция). Данные изменения вступили в силу 15.03.2022.
Согласно статье 1 Конституции Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти
на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю
и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость
и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Статьей 3 провозглашается, что человек, его права, свободы
и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
В соответствии со статьей 3 Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Любые действия по изменению конституционного строя
и достижению государственной власти насильственными методами,
а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.
В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.
Закрепленный в статье 6 принцип разделения власти гласит, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
В новой редакции Конституции впервые на уровне Основного Закона государства закреплены основные правовые положения
о Всебелорусском народном собрании.
Всебелорусское народное собрание, согласно статье 89-1 Конституции, является высшим представительным органом народовластия, определяющим стратегические направления развития общества
и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.
Согласно статье 89-2 Конституции делегатами Всебелорусского народного собрания являются: Президент Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки; представители законодательной, исполнительной и судебной власти; представители местных Советов депутатов; представители гражданского общества.
Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.
Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.
Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.
Всебелорусское народное собрание созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней после выборов депутатов.
Делегат Всебелорусского народного собрания принимает участие
в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.
Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих
в компетенцию Всебелорусского народного собрания, является Президиум.
Председатель Всебелорусского народного собрания, его заместители
и иные члены Президиума избираются Всебелорусским народным собранием тайным голосованием.
Компетенция Всебелорусского народного собрания закреплена
в статье 89-3, согласно которой высший представительный орган народовластия утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь; заслушивает Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь; предлагает изменения и дополнения в Конституцию; предлагает проведение республиканских референдумов; вправе рассматривать вопрос
о легитимности выборов; принимает решение о смещении Президента
с должности в случае систематического или грубого нарушения
им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления; вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией, и в случае бездействия Президента
по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Совета Республики; по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания: избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного и Верховного судов и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом; избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности
по основаниям, предусмотренным законом; по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира
и безопасности; устанавливает государственные праздники и праздничные дни; награждает Президента государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами; дает обязательные для исполнения поручения государственным органам
и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.